Эргономика рабочего места

Что такое комфортный офис? Это место, где грамотно и рационально распланированы рабочие зоны и при этом место каждого сотрудника удобно и правильно обустроено с точки зрения гигиены труда. Многолетние исследования врачей и ученых показывают, что при соблюдении норм эргономики можно сэкономить до 30% рабочего времени. А от этого самым непосредственным образом выигрывает производительность труда.

Правильное зонирование офисного пространства – отдельная широкая тема, в данном случае нас интересует вопрос правильной организации рабочего места сотрудника офиса.

Конфигурация рабочего места.

Подавляющее большинство офисных работников трудится за компьютером. Современные нормы вполне четко определяют, что площадь рабочего места пользователя ПК с плоским дисплеем не должна быть меньше 4,5 кв.м., а если компьютер имеет старый монитор с экраном – то не меньше 6 кв.м.

Расстояние между рабочими столами в идеале должно быть больше двух метров, а между краями соседних мониторов – больше, чем 1,2 м. Рекомендуемая высота стола –75 см. Если это расстояние меньше, то есть риск, что подлокотники кресел будут задевать столешницу и портиться. Рабочий стол должен позволять размещать на нем все используемое в рабочем процессе оборудование. Oerby Group® разработала оптимальные размеры рабочих столов для персонала и руководителей. Рекомендуемые размеры столов для персонала: ширина от 770 до 1400 мм., а глубина – от 600 до 700 мм. Рекомендуемые габариты столов эргономичной формы: 1400(700)х1000(600)х750, 1400(700)х1200(600)х750, 1600(700)х1000(600)х750, 1600(700)х1200(600)х750. Рекомендуемые размеры столов для руководителей: ширина от 1600 мм. до 2400 мм. и глубина от 800 мм. до 1000 мм.

Столы эргономичной формы (угловые со скругленным внутренним углом) считаются сегодня самыми удобными, поскольку имеют большую рабочую поверхность, доступ к которой обеспечивается со всех сторон. Функциональное пространство стола может быть увеличено за счет различных по конфигурациям тумб, приставных столов, настольных и подвесных полок, лотков, и т.д. Важно, чтобы на рабочем месте, на расстоянии вытянутой руки находились все необходимые работнику документы, бумаги и канцелярские принадлежности, но при этом само рабочее место не было бы перегружено.

Клавиатура должна быть расположена на расстоянии 10-20 см. от края стола или находиться на выдвигающейся полке, если рабочее место оборудовано компьютерным столом. Крайне важно, чтобы экран монитора находился на расстоянии не менее 50 см. (оптимально 60-70 см.) от глаз работающего за компьютером.

Размещение офисной оргтехники (такой как копировальные машины, принтеры, шредеры) желательно производить вне рабочей зоны какого-то одного сотрудника. Постоянный шум, повышенное электромагнитное излучение и коллеги, то и дело подходящие к ней – это серьезные раздражающие негативные факторы. Часто для установки этой техники выделяют специальную зону, которую оборудуют специальными тумбами под оргтехнику. Эта мебель имеет выверенные размеры и в ней предусмотрены дополнительные места для расходных материалов (бумаги, картриджей и т.д.)

Огромное внимание сегодня уделяется эргономике рабочих кресел или стульев. Поддержание оптимально удобной позы во время трудового дня – залог минимизации усталости и сохранения здоровья.

Сегодня во многих странах пользуется популярностью работа в положении стоя, когда часть рабочего времени сотрудники проводят на ногах, вставая за специально разработанные для этого столы.вья. Самая большая проблема при длительном сидении – это статическое напряжение мышц спины и шейно-воротниковой области. Работник должен иметь возможность время от времени менять позу за столом или вставать из-за него.

Удобное офисное кресло, сводящее риск переутомления к нулю, должно иметь подлокотники и подголовник, которые снимут нагрузку с мышц спины и плечевого пояса. Спинка анатомической формы, возможность отрегулировать кресло по высоте и глубине – это минимальный уровень комфорта, который есть в современных офисных креслах. Более «продвинутые» модели оборудованы системами поддержки двигательной активности и позволяют находиться в них и не чувствовать усталости даже в конце долгого рабочего дня.

Свет и шум.

Два чрезвычайно важных аспекта оборудования удобного рабочего места – обеспечение достаточного количества света и шумоизоляция. Недостаток света или неправильный свет ухудшает работу организма человека, замедляет обмен веществ, угнетающе действует на психику, снижает умственную и творческую активность.Самый лучший вариант – обеспечение на рабочее место доступа дневного света. Однако это не всегда возможно, и тогда на помощь приходит искусственное освещение. Самый лучший вариант искусственного освещения – это комбинированная система, когда используется как прямой, так и рассеянный свет. Лампы дневного света стоит заменить галогеновыми, т.к. они дают более естественный свет, который не утомляет глаза.

Постоянный «серый» шум, который издают работающие компьютеры и оргтехника, разговоры коллег и прочие посторонние офисные звуки незаметно, но неотвратимо влияют на состояние и работоспособность сотрудника, угнетая нервную систему и вызывая стресс и переутомление.

При современных ценах на коммерческую недвижимость отдельные кабинеты в офисе – это прерогатива начальников, а рядовых сотрудников от этой проблемы спасают офисные перегородки, которые являются хорошими шумопоглотителями. С помощью офисных перегородок можно быстро и достаточно дешево создавать обособленные и удобные рабочие места, которые будут отвечать нормативам гигиены труда. Такое частично изолированное рабочее место будет оберегать зрение и слух сотрудника от переутомления, позволит сосредоточиться на своем участке работы, но сохранит единое рабочее пространство офиса и атмосферу трудового коллектива.

Требования эргономики – это не прихоть избалованного персонала, а необходимое для долгой плодотворной работы условие, которое должен обеспечить работодатель.